rom4a написал(а):Тогда второй вопрос: Что, она принимает/передаёт?
Это так называемая телескопическая штыревая антенна (telescopic rod antenna = Stabantenne). Использовалась в несколько позднее время (хотя она у меня на «девятке» стоит в 1941 году, но это не важно). До этого (да и после) использовалась проволочная антенна называемая по английски «jumping wire/antenna», что означает «антенна-сетеотводящий трос». Ты наверно видел её в игре. Это два наклонных провода - один с носа на мостик, другой с мостика на корму. Так как эта антенна обладает хоть и слабовыраженной, но все же диаграммой направленности, то в некоторых случаях приходилось разворачивать лодку в ту или иную сторону для лучших условий приема или передачи. Причем для передачи сообщений использовали «переднюю» антенну (от носа до мостика), а для приема - «заднюю». Чуть позже вдобавок к «проволочной» стали использовать штыревую антенну, условия приема/передачи при которой уже не зависели от пространственного положения лодки. Она располагалась в мостике по левому борту. Я думаю, что она убиралась внутрь во время погружения, хотя данных об этом я не встречал (а может и читал невнимательно). Эти антенны использовались для связи на коротких и средних волнах.
Я думаю, что у этого «штыря» была и другая задача. Дело в том, что рамочная антенна (Direction Finding (D/F) loop antenna= Funkpeilrahmen/ Funkpeilantenne), которая вращается на мостике по правому борту, имеет диаграмму направленности приближенно напоминающую цифру 8. Т.е. она имеет два ярко выраженных минимума и максимума приема/передачи. Допустим, радист на лодке «поймал» передачу с конвойного судна, но максимум сигнала находится поперек лодки, т.е. конвой может быть как с правого так и с левого борта лодки. Чтобы исключить ошибку, радист подключает к рамочной антенне (через специальное устройство) еще и штыревую антенну. Теперь это антенное «хозяйство» имеет т.н. кардиоидную диаграмму направленности (напоминающую сердце, как его обычно изображают на рисунках), при этом заострённый конец «сердца» указывает на источник радиоизлучения, т.е на конвой.
На более поздних «у-ботах» монтировалась модернизированная рамочная антенна, которая составляла одно целое со штыревой антенной.
Кстати, эта рамочная антенна была «многостаночной». Её использовали также для передачи на средних волнах, при «голосовой связи» на УКВ (от 35 до 45 МГц) между лодками (правда, очень редко) и даже при приеме под водой сигналов от сверхдлинноволнового передатчика «Голиаф» (15 до 100 кГц).