Кто прав? Кто не прав?
Предлагаю тему "Школа начинающего подводника" убрать в архив и открыть тему "Школа начинающего подводника 2".
Все обучающие посты скопировать из архива с некоторой редакцией, исключающей ошибки, разночтения, упрощения.
В новой теме развить, как-то упущенный вопрос о дальности, параллаксе и углах отклонения торпед.
Чтобы исключить дальнейшие споры, вероятно в старой теме необходимо обсудить спорные вопросы.
Важно помнить, что для корректной работы автомат нужно включать и выключать при ориентации перископа строго на нулевой пеленг.
////
КУЦ
Он же AOB(Angle On Bow)
Угол, под которым цель «видит» лодку. Измеряется в градусах. Бывает правого и левого борта
Этой величине уделяют повышенное внимание потому, что СРМ может воспринимать для ввода КУЦ, только КУЦ и никакие другие углы! Не один десяток тем различных форумов пестрит советами и формулами для правильного расчёта Курсового Угла Цели.
Однако, не многие задумываются над тем, что КУЦ есть величина переменная. Цель то движется и в каждую следующую секунду «видит» лодку всё под большим углом. Точно вычисленный КУЦ через секунду будет устаревшим! И единственный способ "спасти эти вычисления от старения" это моментально ввести КУЦ в СРМ и узнать угол упреждения. И далее, зная угол упреждения, атаковать судно в удобном для нас месте в удобное время. Значит мы вычисляли КУЦ, чтобы найти угол упреждения! Но его можно найти иначе!!
Ведь в конце-концов судно дойдёт до точки, в которой "увидит" лодку под углом 90 градусов! А если сразу ввести КУЦ равным 90 и скорость судна в СРМ узнать угол упреждения на момент залпа? Будет ли этот угол работать на всём протяжении линии хода цели? Будет ли он отличаться всвязи с непрерывным движением цели? Что такое этот угол упреждения? От чего он зависит?
///
Формула нахождения угла упреждения.
arcsin(Vцели/Vторпеды х sinКУЦ)
В ней мы видим лишь две неизвестные величины – Vцели(скорость цели) и КУЦ. Скорость торпеды нам известна.
Заметьте - накакого упоминания о дистанции до цели.
Отсюда вытекает следующий тезис - если известна скорость цели и введён правильный КУЦ, мы узнаем угол упреждения и точно поразим цель.
Несложно подсчитать, что во всей зоне атаки от +/-45 градусов как по носу, так и по корме рассчитанный СРМ угол упреждения будет правильным, при условии, что в СРМ введена верно скорость цели. За сектором +/- 45 градусов в дело вступает параллакс и требуется уменьшение КУЦ(вместо исходных 90 до величины 45 градусов при пеленге на цель 90 градусов) для обеспечения попадания в цель
////
Так нужно ли вычислять КУЦ? Какое преимущество даёт знание точного Курсового Угла Цели в какой-то абстрактной точке? Никакого! Более того – точно вычисленный КУЦ быстро перестаёт быть актуальным и не обеспечивает гарантированного попадания.
Поэтому действовать проще так:
Видим/слышим цель, понимаем, с какого борта мы у цели. Если мы справа - КУЦ 90 градусов вправо. Слева - ставим КУЦ 90 влево. Вычисляем скорость цели, вводим её в СРМ и получаем угол упреждения. Всё! Для попадания в цель более ничего не нужно! Надо лишь выбрать произвольную точку атаки!
А вот выбор последней более значим. Идеальная для атаки точка находится там, где цель "видит" лодку под углом близким к 90 градусам, и именно в этой точке поражение судна наиболее эффективно. Почему? Потому, что, во первых, при угле контакта 90 градусов шанс срикошетить у торпеды минимален. Во-вторых пробег торпеды по «катету» L2 торпедного треугольника меньше, чем по «гипотенузе» L1. А значит больше практическая дальность хода, выше точность, меньше шанс визуального обнаружения самой торпеды и вероятность преждевременного срабатывания от удара на волне.
////
Точно вычисленный КУЦ лишь теоретически позволяет попадать в цель при любом взаимном расположении лодки и цели. А на практике? Утопия! Иначе, зачем тогда разворачивали лодку в позицию атаки? Зачем занимали выгодное положение? А ведь делали именно так, о чём свидетельствуют многочисленные документы. И фразы типа «..наконец судно в перекрестии нитей перископа..» или «..до залпа три секунды, две, одна, залп..» говорят о том, что КУЦ не был вычислен точно, а был выставлен заранее таким, чтобы нацелить СРМ на конкретную точку в океане, по достижению которой целью нужно лишь нажать на кнопку «пуск».
///
Стрелять будем из единственно подходящей позиции для одновременного залпа – из позиции 90 градусов к цели, то есть находясь параллельно судам.
Выставим КУЦ равным 45 и заодно запомним, что на углах атаки близких к 90 градусам (а точнее больше 50 градусов в обе стороны) КУЦ лучше ставить таким.
///
Сначала СРМ на ноль и только потом КУЦ 90 направо. А то боюсь, как бы Вы СРМ не сориентировали Бог знает куда в океан и на этот пеленг СРМ и дали КУЦ90.
Считайте что КУЦ это алгоритм вычисления, некая формула, такая же как корень, интеграл или логарифм. Всё идёт с нулевого пеленга СРМ - расчёты, поправки, углы отклонения гироскопов.
Всё начинается с НУЛЯ.
///
есть какой-нибудь способ более или менее точно определить курс противника на больших дистанциях
Зачем?
Просто вопрос для вопроса?
///
Я ж не просто повыпендриваться спросила "Зачем?" Ваш вопрос смысла не имеет
///
Это можно запросто сделать - нет проблем..но!
НЕ НУЖНО Вам это
///
И ещё помните, что точно вычисленный КУЦ годится для атаки очень малое время. Насколько малое - зависит от скорости цели. Цель то идёт и каждую следующую секунду "видит" лодку всё под бОльшим углом.
Вполне допускаю, что КУЦ Вами выставлен правильно, но атакуете Вы спустя какое-то время, когда он перестаёт быть актуальным
///
Если скорость цели не меняется, то СРМ поддерживает однажды полученный угол упреждения - не КУЦ!
///
Сязаны, но КУЦ величина, которую вводят. Вычисляют её кольцами, линейками, часами и рисками или ставят примерно "на глаз". Вы десятки раз видели процесс вычисления КУЦ разными способами и инструментами. И именно после ввода КУЦ в СРМ он вычисляет искомый угол упреждения.
///
Менять курс можно и после изменения собственного курса ничего вводить и менять не надо!!
Зачем это делать? Поймите - угол упреждения Вам известен и как бы Вы не маневрировали он не изменится! Это угол!
А данные нужно новые вводить если изменится скорость цели.
///
Обратите внимание на указатель КУЦ - это я к Вашим словам как СРМ якобы вычисляет КУЦ. Теперь Вы видите что он при всех залпах был разным.
А что было одинаковым??
Правильно - угол упреждения!
///
Что есть СРМ - прибор для вычисления угла упреждения.
Что для вычисления этого угла СэРээМу надо?
1. КУЦ - вводим ручками
2. Скорость цели - вводим ручками
3. Скорость торпеды - селектором ставим желаемую.
Всё - смотрим формулу - всё! Боле ничего не надо. Угол упреждения есть! Точный он или не очень это уже дело десятое)) На моём примере не очень Но это на таких дистанциях по фонарю.
Как вы заметили на видео я ввела эти три величины и дальше могу вертеться как белка стреляя как угодно ибо угол упреждения СРМ мне выдал. И будет он постоянным пока я не введу новые данные - скорость цели, КУЦ и скорость торпеды. А я на примере чёт ещё вводила?
///
Пойми - КУЦ это постоянно изменяющаяся величина. Даже если ты станешь на якорь а цель идёт, то КУЦ будет ежесекундно меняться.
Но введя раз все требуемые величины ты получишь угол упреждения и вот он меняться не будет. Не для сектора 90 гр по носу а для 360 градусов.
///
Но повтрю - прибор выдаёт именно угол упреждения а не углы! Он один единственный и постоянный для однократно введённых в СРМ данных.
Хочешь другой угол упреждения - вводи новые данные.
///
Потому все необоснованные утверждения убраны под спойлер.
///
Собщение от snark
Хм. Куц меняется вместе с пеленгом на цель. А их сумма всегда постоянна при неизменности курсов лодки и цели. Нет?
Да!
Но сей факт не поможет Вам узнать угол доворота гироскопов торпед.
///
Ты не представляешь для чего тебе нужно менять курс, а мне нужно активнейше его менять, чтоб не врубиться в суда конвоя, не забывая рассылать гостинцы точно по адресу .
Я ввожу параметры раз. По ходу атаки больше ничего не ввожу ибо это не требуется для точного попадания.
///
Спор останется в архиве, его никто не увидет и репутация Сэнсэя не пострадает.
Отредактировано MATPOC-KOK (05-08-2016 08:36:14)