1) Управление ПЛ при движении в режиме РДП.
Устройство РДП постоянно подвергается действию атмосферных осадков и морской воды, поэтому, принимая во внимание особую важность устройства и недоступность к нему изнутри подводной лодки, необходимо тщательно следить за исправностью его состояния и правильной эксплуатацией во избежание отказа в действии. Плавание подводной лодки в режиме РДП является сложным маневром. Оно выполняется в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации системы и требует от личного состава четких и слаженных действий и повышенного внимания, особенно к плавучести подводной лодки. Несоблюдение инструкции, ослабление внимания при плавании в режиме РДП могут привести к приему воды внутрь подводной лодки в больших количествах за короткое время, а следовательно,и к потере ее плавучести. Так, например, при несрабатывании поплавкового клапана в дизельный отсек через воздухопровод РДП будет поступать 1–2 т воды в секунду.
Устройство РДП, установленное на подводных лодках, позволяет:
– плавать под двигателями надводного хода на перископной глубине;
– увеличить время непрерывного пребывания подводной лодки под водой;
– заряжать аккумуляторную батарею и пополнять запасы сжатого воздуха на перископной глубине;
– вентилировать отсеки и аккумуляторную батарею на перископной глубине.
Плавание под РДП разрешается на скоростях хода при состоянии моря, строго указанных в спецификации для каждого проекта подводных лодок соответственно.
Постановка подводной лодки для движения под РДП осуществляется на перескопной глубине на ходу под электродвигателем, по боевой тревоге и команде "По местам стоять, под РДП становиться". После занятия личным составом своих мест в соответствии с расписанием, движение подводной лодки осуществляется под главным гребным электродвигателем. Поддифферентовав подводную лодку и выбрав необходимый курс для движения, командир подводной лодки дает приказание о приготовлении дизелей к работе под РДП. После этого по команде командира БЧ-V поднимается и устанавливается на стопор воздушная шахта, закрывается кингстон шахты РДП и спускается вода из воздушной шахты в уравнительную цистерну. Одновременно готовятся вдувная и вытяжная вентиляционные магистрали для работы в режиме РДП и проверяется отсутствие воды в воздушном и газовом трубопроводах. Убедившись в отсутствии воды в воздушной шахте РДП, открывают верхнюю воздушную захлопку РДП и клапан ПВД. Невозвратно — управляемая газовая захлопка газоотвода ставится в положение «невозврат», и по готовности дизеля последний пускается по приказанию из центрального поста.
При достижении противодавления на выхлопе 1,1— 1,2 кг/см2 открывается наружная газовая захлопка, после чего устанавливается необходимое число оборотов дизелей. После постановки под РДП подводная лодка снова поддифферентовывается. Для улучшения удержания глубины подводную лодку рекомендуется дифферентовать таким образом, чтобы она удерживала заданную глубину при дифференте около 0,5—1° на нос.
Воздух, поступающий из атмосферы через воздушную шахту и воздухопровод, подается в дизельный отсек для работы двигателя и в систему вдувной вентиляции для вентилирования отсеков и аккумуляторной батареи подводной лодки. Отсечный воздух по системе вытяжной вентиляции поступает в дизельный отсек.
При необходимости осуществлять движение в режиме РДП под двумя дизелями сначала готовится и производится пуск одного дизеля, а затем после достижения необходимого числа оборотов и поддифферентовки подводной лодки готовится к пуску и пускается второй дизель.
Переход при движении под РДП с одного дизеля на другой выполняется в следующем порядке: готовят и пускают дизель противоположного борта в режиме РДП, а затем, убедившись в нормальной его работе, останавливают работающий двигатель и приводят его в исходное положение. После постановки под РДП и поддифферентовки подводной лодки объявляется готовность № 2 подводная.
2) Попадание воды в цилиндры дизеля ведет к гидравлическим ударам и выводу дизеля из строя.