Задеть тебя не хотел. Просто спросил. Если задел, то не специально.
Мне всегда импонировала твоя манера общения, преисполненная чести и достоинства, поэтому, никаких претензий к тебе не имею.
"Задел", не в смысле, "обидел". А в смысле, спровоцировал(уверен - ненарочно), вынуждая, однако, доказывать, что я не верблюд. Опыт пребывания в интернете научил легко игнорировать подобные провокации от незнакомцев или явных троллей. Но с тобой мы давно знакомы(пусть и виртуально), и я знаю, что ты - не тролль, поэтому, реагирую.
Но обо всём по порядку:
Почему немцы не стреляли? Возможно потому, что в условиях плохой видимости и большом скоплении кораблей они опасались попасть в своих.
Как только лодка выйдет из сектора обстрела, можно стрелять. Не стреляли.
Спустя 10 минут погони нет.
Спустя 35 миль, гидролокатор - "горизонт чист".
Выводы?
Сообщение от Wise Почему убеждены, что немецкие машинисты не знают, что будет с котлами, если сходу "полностью откроют маневровый клапан"?
А почему они не могли этого предполагать?
Потому что, в процессе подготовки к спасению от гибели(а не к партии в шахматы с соседом), предполагать(и тем более, уповать на) неопытность/безграмотность противника - верх собственной беспечности/глупости. Согласен? Вспоминаем очевидную мудрость: лучше перебдеть, чем недобдеть.
А если такой тактики не было?
А если была? И так до бесконечности. См. про "перебдеть".
Или, опять же предположим, была, то все-равно на это требовалось большее время, нежели при уже разогретых котлов, и это тоже давало шанс уйти.
В море, с момента приготовления к походу( в порту/на причале), вплоть, до возвращения на базу, все средства корабля находятся в постоянной БГ№1. Для мгновенного приведения их в действие, в случае надобности. Для моряков это, как отче наш. Как выключить утюг, уходя из дома. Автор так и сказал: "лишь бы пар держать на марке". Поэтому, я вообще не понимаю ситуации, в которой разогретые котлы при резкой нагрузке могут "сесть". Это ещё один, возможный камень в огород автора. Возможный, т.к., здесь допускаю недостаточность своего образования в науке о паровых котлах того времени. Но даже в этом случае, уверенность в том, что "сразу же посадят котёл", из той же оперы шапкозакидательства по отношению к опытности врага.
Автор написал что они долго обсуждали и принимали решение
Только это и написал. Т.е., ни о чём. А какие моменты там, "наверняка", обсуждали или нет, это уже наши домыслы.
А какими типами кораблей и котлами воюют немцы, думаю тоже знали, исходя из своего опыта.
Это из области баек про "опытного механика Петровича из автопарка". Петровичи существуют, но они уникальны. Их опыт накапливается в течение всей жизни. Не верю, что за жалкие 2-3 года можно скопить уверенные знания по вооружению и тех. средствам противника, достаточные для убедительных, уверенных рассуждений.
Тем более прослушка работы винтов, и силовых агрегатов проводилась, и ничего "такого нового-необычного" не выявилось.
Что ж, давай по буквам:
Судя по шуму винтов, это не катера с быстроходными моторами
Много толку от этого заключения?
По секундомеру я сосчитал обороты винта одного из кораблей.
А от этого?
И вдруг услышал характерный звук: открылась топка парового котла.
Вот единственная ключевая фраза. Две предыдущие фразы, согласись, никоим местом к делу не пришьёшь.
Далее: что значит, характерный звук? Топки всех котлов мира открываются с характерным звуком? Понимаю, гул самолёта.. Неизвестно какой, но самолёт: звук нарастает и затихает.
А тут что, как?
Также, любопытно, сколько раз в жизни нужно услышать этот звук через гидролокатор[!], чтобы сейчас по нему уверенно заявить:
Все понятно: это паровые тральщики «М-40».
Далее:.
— Какие корабли ты видел в перископ? — спрашивает комдив Могилевского.
— Я видел уже не корабли, а только их форштевни. Кажется, даже заклепки видел.
— Хуже дело. — Орел берет справочник немецкого флота, листает его.
Но даже в этой ситуации, одного звука "открывшейся топки котла" одного корабля хватило, чтобы в тральщики записать ВСЕ корабли противника, на основе чего, составлять план "Отвёртка и лишних пол-узла", когда наверху мог ждать эсминец, два..
Едем дальше:
Смотрим справочник. Скорость у этих тральщиков такая же, как наша надводная.
Скорость тральщиков без справочника не знают, но знают устройство их котлов и "характерные" звуки открытия их топок. Не странно?
Про "спят" автор ничего не писал. Что в этот момент делали немцы можно только догадываться...
Считаешь, этого достаточно для принятия на веру? Не стреляли, не гнались.. Согласен, всякое бывает: темно, дождь(до кучи можно было приписать густой туман), не видно ни чёрта, могли и прозевать. Но не с 4-х, 5-ти кораблей, которые брали лодку измором, да ещё в кольце, а значит, ждали её появления наверху, а значит, конечно, не спали и были готовы..
"Но лодка ушла и без комментариев"..
Другими словами, автор, как вольный/невольный представитель советской пропаганды, делая из немца дурака, держит за дурака и читателя. Разве нет?
После прорыва нужно было перевести дух, отдышаться, осмотреться в отсеках. Но раз их снова могли обнаружить, естественно, - надо было уходить.
Это всё и ребёнку ясно. Цепляясь к тому абзацу, я имел ввиду совсем другое. Что именно, по-моему, объяснил вполне доступно.
"Отомстил за отца", - это имеется ввиду "в боевом походе уничтожил два вражеских судна", отомстив тем самым за отца, погибшего при бомбежке(об этом в этой главе не рассказывалось), а не отомстил "убеганием от врага".
Саш, неужели я произвожу впечатление такого недалёкого?
"Убежали, отомстили" - выделено мной в контексте, как один из важных моментов ключевого замысла автора довести до читателя главную суть: героизм и отвагу, находчивость и самоотверженность наших моряков, а сколько при этом будет правды, неясностей или откровенного вымысла, дело десятое.
И не читай, все-равно в каждом эпизоде, в каждом предложении..
Не буду, Саш. Как видно, каждое новое перечитывание главы, вызывает всё новые и новые вопросы, возникающие уже почти после каждой запятой.
И да, в книге наши подводники гибли не от глупых случайностей, а от обложивших Балтику мин
Роковые и, вышедшие из под контроля, обстоятельства( а, именно, так я сказал), НЕ есть, глупые случайности. Мины - это, именно, роковые обстоятельства. И конечно, не мастерство "тупого фашиста"(о чём тоже упомянул).
воюя с сильным и жестоким врагом на море
Это ты от себя или от автора главы "Конверт"?
не говоря уже о бомбардировке и обстрелах Ленинграда, когда лодки гибли прямо в доках и заводах, где производился их ремонт.
А это, прости меня, к чему? Я разбирал по-моему только главу "Конверт" книги Коржа В.Е. "Запас прочности".
Наконец, подошли к главному:
Пример с "зубилами" из этой книги, Леша, как свидетельство нарушения инструкции по эксплуатации двигателя в экстренном случае, тебя не впечатлил, а саму книгу посчитал оголтелой пропагандой
О зубилах/отвёртках я, вроде, уже ясно всё сказал до того. Переписать ещё раз? Ок.
Наконец, даже если представить, что блокировка отвертками клапанов, действительно, имела место, и имела его в описанном спасении лодки и экипажа, а не гордыни ради, то здесь очевиден шаг отчаяния: пан или пропал, ибо, если ничего не делать, пропадёшь точно. Выполнения боевой задачи тут нет.
И этот случай никак не вяжется с длительным ходом под шнорхелем свыше нормативной скорости без нужды самоспасения, за который ратует МАТРОС-КОК.
1. Чему я должен был впечатлиться? Нарушению инструкции? Самоспасению засчёт нарушения(оказавшегося ненужным)? Ок, впечатлён. Но ещё раз повторяю, это нарушение никак не вяжется..(перечитай сам ещё раз).
2. Я ДОПУСТИЛ(несмотря на своё недоверие к советской литературе, в целом), что технический случай с отвёртками мог иметь место. Что я должен был ещё сделать в этом отношении, чтобы получить моральное право разобрать саму главу по винтику за очевидное идеологическое враньё, на что, кстати, опять же, ты меня спровоцировал своим заявлением, что Я тут не увидел изображения тупых немцев.?
хотя сам, как-то в споре о вентиляции отсеков с помощью сквозняка при открытом рубочном люке и дизеле, всасывающем воздух, привел как доказательство, именно строками из этой книги, и других мемуаров наших подводников. Значит тогда ты считал что на их слова можно полагаться?
Сквозняк - очевидное природное явление, не требующее доказательств. Сильная тяга воздуха в сквозных пространствах(вентиляция при помощи дизелей и открытых люков) - очевидное природное явление, не требующее доказательств. Если в мемуарах наших подводников это верно отображено, почему я должен этому не верить? Если б в своих мемуарах они эти явления отрицали......
Спасение лодки во время операции "зубило" - неприродное событие, которого могло не быть, или быть не так, как повествует автор.
На основе чего ты ставишь мне в упрёк "непоследовательность" моего отношения к советской литературе?
А книги читаю не как чертежи, где должно быть четко все начерчено, а ищу общий смысл, дух, и к деталям не придираюсь.
Детали деталям рознь. Если в книге о военных подвигах экипажей напишут, что матрос на обеде слопал две котлеты( в то время, как в реальности, только одну), это фигня, не стоящая даже толики внимания. А когда в такой же книге повествуют об удачном завершении военных операций, в невозможных для этого, условиях, и при этом, утаивают подробности, и более того, наводят на размышления , что "здесь что-то не так"...грош цена тогда, такому "духу и смыслу". ИМХО.
Все-равно каждый останется при своем мнении.
Имею, что сказать и по этому поводу...но есть тут, *леать, любители сходу, ни во что не въезжая, как пьяные боровы, наехать, переврать весь смысл, повыдирать контексты, перевернуть с ног на голову, понавешать ярлыков, несуществующих грехов. Таких, реально, презираю. На их скудоумные мнения мне плевать, просто, неохота лишний раз сталкиваться с дерьмом, а значит, не стоит и создавать им поле для раздолья, поэтому, своё мнение на этот счёт оставлю при себе.