Стоковая версия KSD-II с модом KSDII New interface.
Стрельба торпедами Fat I (парогазовая)
Переходим на боевую карту (карту атаки). Выбираем торпедный аппарат с загруженной торпедой Fat I. Нажимаем кнопку «Fat/Lut» (на панели, где находятся кнопки компаса, диска атаки и т.п.). Появляется дополнительная панель с 4-мя дисками настройки. Для торпед Fat I нам нужны будут только первые два диска настройки. Первый диск настройки Geradlauf регулирует длину прямого участка, который проходит торпеда до включения заложенной в неё программы разворота. Диск пронумерован в гектометрах (hm), т.е. в сотнях метров. Т.е цифра 5 означает 500 м, 10 - 1000 м, 15 - 1500 м и т.д. На боевой карте можно визуально посмотреть, как будет уменьшаться или увеличиваться расстояние. Затем выбираем, в какую сторону будет разворачиваться торпеда, в левую или правую. Для этого нам понадобится второй диск - 2 Kreiselwinkel. На первый взгляд он кажется неактивным, т.е. нельзя мышью двигать стрелку по шкале. Но в данном случае этого не надо делать, надо просто ткнуть указателем мыши либо на 90° на зелёном секторе, либо на 90° на красном, тем самым выбрав направление поворота торпеды. После поворота торпеды, она начинает ходить «змейкой». Длина петли (полупетли) змейки не регулируется, она составляет около 1800 м (длина полупетли около 900 м). Отклонение прямого участка по относительному пеленгу для торпеды Fat I не регулируется на данной панели. Для этого надо нажать кнопку «TVR» (на панели, где находятся кнопки компаса, диска атаки и т.п.). Включаем устройство управления торпедами и крутим диск Schiffspeilung на нужный нам относительный пеленг. Настройка торпеды Fat I закончена.
Пример использования.
Получаем сообщение о конвое (либо радиограммой, либо от акустика), начинаем сближаться с ним. Обнаружив визуально конвой, определяем состав и силу эскорта. Если эскорт сильный, не рискуем подходить близко и применяем торпеды Fat I. Сначала определяем курс конвоя, его скорость и расстояние до ближайших судов конвоя. Когда всё это становиться нам известно, приступаем к настройке торпеды Fat I. Сначала на штурманской карте «расставляем» маркерами середину конвоя и его предполагаемый курс, определяем относительный пеленг на него. Запоминаем расположение на штурманской карте и переходим на боевую. Дисками Geradlauf и 2 Kreiselwinkel выбираем длину прямого участка и сторону поворота торпеды. Желательно выбирать длину прямого участка несколько больше, чем расстояние до ближайших судов конвоя. Затем после нажатия кнопки «TVR» на диске Schiffspeilung выбираем нужный нам пеленг (на боевой карте это будет легко видно) и нажимаем на кнопку пуска торпеды. Максимальное число «змеек» зависит от скорости, чем она меньше, тем «змеек» больше, т.е. аналогично дальности хода торпеды в зависимости от её скорости.
Стрельба торпедами Fat II (электрическая).
Все настройки этой торпеды аналогичны торпеде Fat I, разница между этими торпедами лишь в том, что торпеда Fat II не видна, но и дальность (т.е. количество «змеек») у неё меньше.
Стрельба торпедами Lut II (электрическая)
В принципе, всё то же самое, что и при настройке Fat-торпед, но есть и дополнительные настройки для этих торпед.
Нажимаем кнопку «Fat/Lut», выбираем торпедный аппарат с торпедой Lut II ( в игре представлен «электрический» вариант этой торпеды, хотя были и другие: Lut I (электрические и парогазовые), Lut II (парогазовый). С первым диском Geradlauf всё ясно, он работает также, как и для настройки Fat-торпед. Второй диск 2 Kreiselwinkel позволяет регулировать в широких пределах угол поворота торпеды, а не только на 90° как в Fat-торпедах. Третий диск Laufstrecke позволяет регулировать длину петель «змейки», примерно от 300 до 1800 м (длина полупетель, соответственно, 150 - 900 м). Четвёртый диск Richtungsänderung регулирует «рисунок» (т.е. форму) этой самой «змейки». Она может иметь вид как ломанная линия, зигзаг, змейка и даже как сварочная «восьмёрка» (всё это можно увидеть на боевой карте, вращая этот диск и наблюдать, как меняется рисунок «змейки»). Принцип работы тоже, что и с Fat-торпедами, однако они сулят немало удобств при атаке. Само сокращение Lut, вероятно, происходит от слова Lagenunabhangigertorpedo, что можно перевести как «торпеда, которая независима от угла цели». Если бы их дальность была приемлемой, я бы только их бы и загружал, а так приходится брать некоторое количество парогазовых Fat I (для стрельбы с дальних дистанций). Хотя в «реале» «электрические» Lut II ходили на 7,5 км, а у нас в игре они «бегут» только до 5 км. Возможно, в будущем появится «мод» на эти торпеды и дальность увеличат до 7,5 км - вот будет красота: торпеда и «бежит» далеко и, вдобавок, её ещё и не видно.
KSD-II с модом RUD и с модом KSDII New interface.
Я долгое время играю с этим модом. Из-за некоторых особенностей этого мода есть и нюансы при работе с «конвойными» торпедами. В принципе, всё тоже самое, как и в стоковой версии KSD-II, за исключением торпед Fat II, но об этом ниже. Отличие заключается в том, что на боевой карте в моде RUD линия движения торпеды отображается не сплошной линией, а штриховой линией с большими промежутками между штрихами, что несколько затрудняет настройку торпед. Возможно, это сделано специально, а, возможно, это происходит от того, что в игре все линии пеленгов сделаны прерывистыми, чтобы затруднить облегчённое слежение за целью по карте и приходится использовать либо «метод 4-х пеленгов», либо что-то другое. Но это единственное отличие от стока.
Теперь о торпедах Fat II.
Создатель этого мода Александра (Nosulia) позиционирует эти торпеды, в основном, как оборонительные. В описании этих торпед написано, что они загружаются в кормовые ТА и используются как защита от преследующих кораблей эскорта. Какое то время они идут прямо, а затем начинают циркуляцию, т.е. ходят по окружности. Хотя такие предположения встречаются не только у Александры, но и в некоторых авторитетных источниках, мне это кажется не совсем убедительным. Насколько я знаю, торпеды Fat II использовались и в качестве атакующих конвойных торпед, особенно у нас на Севере (видел в ЖБД немецких подлодок). А в качестве «защитных» торпед я предпочитаю акустические торпеды, та же не совсем удачная торпеда T IV Falke гораздо лучше справиться с этой ролью, чем Fat II.
Теперь о применении этих торпед в моде RUD. Я так и не смог определить принцип их работы. Дело в том, что в моде RUD не видно значка выходящей из ТА торпеды на боевой карте. Вероятно, это от того, что в RUD-е убраны все значки со штурманской карты. А может быть и нет. Короче, значка торпеды я не вижу (а хотелось бы посмотреть, чтобы понять визуально алгоритм работы торпеды Fat II).
Я отслеживал ход торпеды акустиком. Вот что получилось.
Установил прямой участок в 500 м. После запуска торпеды шум её двигателя был слышен по пеленгу 178° (шкала гидрофона). Спустя 2 минуты 15 секунд (135 секунд, пройденное расстояние 2083,5 м) пеленг стал перемещаться влево от направления хода торпеды, т.е торпеда начала отворачивать. Через 3 минуты пеленг составлял 165°, через 4 минуты - 103°, через 4 мин. 30 сек. - 135°, через 5 минут - 152°, через 6 минут - 163°, через 7 минут - 145°, через 7 мин. 30 сек. - 131°, через 8 минут - 115°, через 8 мин. 30 сек. - 120°, через 8 мин. 40 сек. - взрыв (т.е. самоликвидация торпеды). Как видно, торпеда «проскочила» прямой участок, установленный при настройке в 500 м, и стала разворачиваться только тогда, когда прошла 2 километра.
Примерно то же самое было и при установке прямого участка в 1000 м - торпеда его «проскакивала». Самое необычное было при выстреле 3-ей торпеды при установке поворота вправо и прямого участка в 1500 м - торпеда его также «проскочила», затем началось отклонение от курса, да ещё какое! Торпеда от первоначального пеленга 183° отклонилась до пеленга 350° (!), т.е. обогнула лодку по левому борту, затем пеленг стал перемешаться обратно и на пеленге 330° шум торпеды пропал (взрыва не было!). Что это было, я так и не понял. Возможно, бракованная торпеда (соответствующая «галка» в настройках установлена), а может что другое.
После этого опыта, я кажется, нашёл объяснение одному необычному случаю, случившимся со мной в последнем походе. При атаке конвоя из носовых ТА как обычными торпедами Т 1 (парогаз), так и торпедами Fat II с дистанции 3000-3500 м, я через некоторое время услышал грохот по всей лодке и в перископе увидел светлые столбы воды, падающие на лодку сверху (атака происходила в темноте ночью), а также стал получать сообщения о повреждениях из кормового отсека. Сначала, подумал, что меня атаковал один из кораблей эскорта, просто удивился, как он так быстро сумел подойти ко мне, но затем, сделав круговой обзор перископом, обнаружил ближайшего ко мне «конвоира» на том же самом расстоянии, что и до атаки, значит это не он. Самолёт? Вряд-ли, хотя дело происходило на входе в Северный пролив, берег рядом. Пришлось выходить из атаки... Днём всплыл и посмотрел с мостика на корму, внешний корпус был как бы обожженным (т.е. слезла краска с корпуса). Решил всё-таки, что это была бомба с самолёта. А теперь уверен на 99% что это была собственная торпеда Fat II. Если учесть, что я продолжал движение после пуска торпед, чтобы выйти на позицию для следующего выстрела, то возможно, что некая «бракованная» торпеда смогла описать циркуляцию и взорваться рядом с кормой моей лодки (если бы было прямое попадание, лодка, скорей всего, утонула бы). Такие вот дела. Мой совет тем кто использует мод RUD - либо воздержитесь от использования торпед Fat II, либо используйте с осторожностью.