Перехват цели.
Даже с максимальным уровнем сложности не все контакты с карты исчезают. Игроку доступны визуальные контакты, полученные донесением по данным разведки. В этом случае в некой точке океана появляется квадратик с указанием примерного курса и примерной(редко точной) скоростью некой цели.
Не стоит пренебрегать построением курса перехвата, ибо это экономит драгоценное топливо и многократно увеличивает шанс нахождения цели, особенно, когда действовать приходится в условиях недостаточной видимости.
Рассмотрим простейший способ построения курса перехвата цели.
Для начала проложим предполагаемый курс цели начиная с точки её обнаружения и отложим на нём от этой точки любой отрезок кратный скорости цели.
Допустим, скорость цели 7 узлов. Откладываем 7км, 70 км, 700 км – как Вам удобно, т.к. единица измерения не принципиальна. Далее из конечной точки откладываем отрезок кратный предположительной скорости нашего следования и тянем его к линии, соединяющей лодку и точку контакта. Предположим, что исходя из погодных условий мы сможем поддерживать постоянную скорость 14 узлов. Значит второй отрезок должен быть кратен 14(14 км, 140 км, 1400 км), но откладываем мы величину строго того же порядка, что и на первом отрезке. Т.е. если в первом случае отложили 70км, то во второй раз 140км.
Расположение на карте полученного отрезка есть точный курс перехвата цели, и нам лишь требуется переместить его в точку настоящей позиции лодки и удлинить до пересечения с курсом цели
Совет
Для переноса отрезков, курсов, да и любых линий без потери углового расположения используйте циркуль – радиус переносимой окружности при перемещении не теряет своей угловой ориентации.
а ещё лучше сразу проложить новый курс лодки через эту линию.
То обстоятельство, что точная скорость цели неизвестна, существенно помешать не может. По опыту, при предположительной быстрой скорости судна нужно откладывать отрезки кратные 13, средней – 10 и медленной – 7, с учётом того, что с момента разведдонесения как правило проходит немного времени. Этого небольшого запаса вполне достаточно для выхода в район нахождения цели с последующим погружением, нахождением её гидрофоном и маневрированием с занятием выгодной позиции для атаки.
Скорость цели
Данную величину можно и нужно вычислять разными способами, в зависимости от сложившейся боевой обстановки. А ещё лучше – вычислять одновременно разными способами с тем, чтобы минимизировать возможные погрешности при вычислении.
Условно способы вычисления скорости цели делятся на визуальные и акустические.
К визуальным относятся:
1. Параллельный.
Догоняя и обгоняя цель на пределе видимости достаточно на несколько минут уравнять скорость лодки со скоростью цели/конвоя, что выразится в том, что длительное время пеленг на одну и ту же конкретную цель не будет меняться. В таком случае скорость цели и лодки одинаковы.
2. Габаритный.
На основании разницы считываемых визуально через равные промежутки времени размеров цели(длины или высоты мачты), вычисляется её скорость.
3. Статичный.
При известной длине цели замеряется время её прохода через вертикальную нить перископа, и через специальную таблицу, часы U-Jagd, номограф или расчётное кольцо определяется её скорость. Способ назван статичным условно – при близком к нулю пеленге на цель при отсутствии поперечной качки способ вполне можно использовать при любой скорости хода лодки.
На данных примерах цель длиной 120 м проходящая через вертикальную нить перископа за 30 секунд имеет скорость 8 узлов.
Все перечисленные способы кроме первого подразумевают хотя бы примерное знание основных размеров цели.
В отличии от них, акустические способы не требуют знаний габаритов цели и могут использоваться на больших расстояниях вне зоны наблюдения цели или в условиях недостаточной видимости.
К акустическим относятся:
1. Метод вычисления скорости по пеленгам в движении.
Несмотря на бытующее мнение, самым простым и эффективным акустическим способом вычисления скорости цели является метод нескольких пеленгов именно в движении. Суть его проста. Требуется строго через равные промежутки времени(лучше кратные 3мин 15 сек) взять несколько пеленгов на цель.
Схема самого действенного(на мой взгляд) способа имеет следующий алгоритм:
- взять пеленг, немедленно всплыть и на обеих машинах совершить рывок с максимально возможной скоростью.
- погрузиться, взять новый пеленг, следовать под водой с минимальной скоростью(если цель далеко, можно и встать).
- взять пеленг, опять всплыть и совершить ещё один рывок.
- погрузиться и взять последний пеленг
Итак, нами взяты 4 пеленга с интервалом 13 минут каждый. Наша задача найти прямую, пересекающую все 4 пеленга, которые делят её на равные отрезки.
Точной схемы расчётов нет, но любой человек даже далёкий от геометрии, найдёт примерное расположение этой прямой за пару минут.
Длина каждого отрезка в сотнях метров будет равна скорости судна в узлах, если замеры проводились через 3 мин 15 секунд.
На примере выше замеры проведены с интервалом 13 минут(3.15 Х 4) и длину найденного отрезка, соответственно, нужно разделить на 4.
Т.е. на нашем примере цель двигается со скоростью(4400/4=1100) около 11 узлов.
Можно сделать и чуть иначе - взять два пеленга на малом ходу на глубине, всплыть, сделать рывок, погрузиться и взять ещё два пеленга на глубине.
Возможны и другие схемы.
Недостаток этих и подобных способов в том, что даже примерную линию хода цели построить не всегда удаётся.. Но как мы выясним позже, для успешной атаки её знать не обязательно.
А преимущества следующие - в отличие от "неподвижных" методов, мы не стоим, не теряем времени! Мы идём к цели! Мы можем менять скорость, курс, двигаться надводно! Это очень важно!
2. Метод четырёх пеленгов.
Способ трудоёмок!
https://yadi.sk/i/TV2KWVb2crmKD
Преимущества - даёт нам скорость, курс, линию движения цели.
В общих чертах и только для общего развития - из одной точки через равные промежутки времени берём три пеленга на цель, благодаря которым элементарно находим курс цели.
Далее совершаем рывок на максимальном ходу в любом направлении с целью удалиться от первоначальной точки на максимальное расстояние и через такой же промежуток времени берём четвёртый пеленг, который даст нам линию хода цели.
Упрощённый перехват цели при помощи гидрофона.
В предыдущем посте мы разобрали простой способ построения курса перехвата.
Предположим, мы правильно рассчитали курс перехвата, заблаговременно вышли в район предположительного нахождения цели и не обнаружили её визуально. Как действовать дальше?
Погружаемся на глубину 20-30м для нахождения цели при помощи гидрофона.
Идеальный вариант, если контакт появится лишь спустя некоторое время – значит, учитывая возможности обнаружения цели гидрофоном, у нас будет, как минимум, 15км хода цели для точного выхода на неё с занятием выгодной для атаки позиции.
Исключительно важно обратить внимание на то, что цель приближается. Ведь вероятность наткнуться на другую цель тоже существует. В противном случае займите место акустика и вручную прослушайте горизонт.
Итак:
1. Находим контакт, включаем непрерывный доклад акустика о пеленге на данную цель.
2. Ложимся курсом на цель
+
Такое бывает редко, но если пеленг на цель не изменен – нам повезло – цель идёт точно на нас. Поворачиваем 90 градусов лево/право руля, стопорим машины и ждём подхода цели.
3. Когда пеленг изменится, делаем поворот 90 градусов в сторону изменения пеленга и идём навстречу цели. Если доклады о смене пеленга происходят часто – цель идёт быстро, и мы увеличиваем ход. Если редко – можно вообще встать – цель сама придёт к нам. Важно «держать» скоростью лодки(почти) неизменный пеленг на цель.
Итак: если цель приближается и пеленг на цель постоянен - мы неизбежно встретимся с целью!.
4. а. Если скорость лодки при неизменном пеленге на цель слишком высока(например, по лагу 7 узлов), целесообразно всплыть и следовать с точно такой же скоростью надводно.
Результат будет тот же - мы встретимся с целью.
б. Если идём к цели под водой, на конечном участке подвсплываем под перископ, опознаём цель и, если это неприятель, готовимся к проведению атаки..
пример
Идём под водой на глубине 20.
Слышим доклад "торговец, пеленг 345, приближается"
Немедленно ложимся на "пеленг 345", т.е. на цель. Включаем непрерывный доклад о данной цели.
Слышим доклад "торговец, пеленг 359, приближается" - значит мы у цели по её левому борту. Ждём второго доклада, чтобы иметь 100% гарантию. Доклад "торговец, пеленг 358, приближается"
Ложимся на курс с пеленгом 270(90 градусов лево руля) - примерно перпендикулярно ходу цели. Ходом держим пеленг на цель постоянным.